Пастырские беседы с детьми. Митрополит Киевский Владимир

III

ЖАЖДА ЗНАНИЯ, ИЛИ ЛЮБОВЬ К УЧЕНИЮ

«Занимайся чтением, наставлением, учением». (Тим. 4: 13)

«Сердце разумного приобретает знание и ухо мудрых ищет знанияНехорошо душе без знания…». (Прит. Сол. 18:16; 19: 2)

В храме Иерусалимском в последний раз, дети, оставили мы Иисуса. В этот же храм и возвратимся к Нему снова! Отрок Иисус не идёт с родителями домой и продолжает оставаться в храме, потому что не удовлетворена ещё Его благочестивая религиозная любознательность. Надеюсь, что и вы еще не удовлетворились тем, что сказано вам доселе, и ещё желаете побыть у Иисуса в храме, еще посмотреть на Него, еще послушать и поучиться у Него!—А потому я продолжу сегодня свою беседу об Иисусе, как образце для вас, и обращу к вам слова, которые некогда Господь сказал Моисею: «смотри, и поступай по сему примеру».

Да смотрите, дети, на этот образец вашего возраста и подражайте Ему в его любви к учению, прилежанию, внимательности и любознательности.

Праздник Пасхи, на который Иосиф и Мария с отроком Иисусом пришли в Иерусалим, продолжался семь дней. В течение этого времени евреи, приходившие в Иерусалим,— обыкновенно, или осматривали достопримечательности города, или же собирались в притворах храма, где законоведы и мудрецы разрешали различные вопросы и недоразумения богомольцев и, вообще, занимались толкованием Священного Писания. Туда пришёл со своими родителями и отрок Иисус. И здесьто Он почувствовал себя, как в своей родной атмосфере; здесьто и нашёл Он то, к чему, всего более, тяготело Его сердце. Глубочайшею потребностью Его сердца было — познавать истину, откровения Своего Отца небесного, закон Божий, высокое призвание Своего народа и соответствующие этому обетования. Это было для Него выше всего. Это было для Него важнее, дороже и милее, чем все достопримечательности великого города, чем вся его родина, чем самые даже Его родители.

Когда прошёл уже праздник, и паломники стали расходиться по домам, Онъ желал еще кое о чем побеседовать с законоучителями, еще кое-что послушать, еще кое-что предложить им на разрешение. К тому же, наплыв народа, собравшегося слушать учителей, до сего времени был слишком велик, чтобы мальчику беспрепятственно можно было слушать их и предлагать на разрешение свои недоуменные вопросы. Теперь же народ разошёлся, в притворе храма стало просторнее и Иисусу можно было ближе подойти к учёным мужам, беспрепятственнее говорить и спрашивать их о том или другом, интересовавшем Его предмете. Вот почему, отставши от своих родителей, Он и решился еще некоторое время пробыть в Иерусалиме. Он отправился в храм и там вступил в собеседование с законоучителями. Когда Он вёл это собеседование, давая ответы и предлагая вопросы, тогда, говорится в Евангелии, все удивлялись мудрости Его вопросов и ответов. И не без основания. Это — была мудрость Отца Его небеснаго, говорившего Его устами. С самого начала Своего воплощения, Он носил в себе эту божественную мудрость. Он, собственно говоря, не имел и надобности в разрешении своих вопросов и в наставлении учителей. Он Сам мог явиться среди них, как учитель божественной мудрости. Только из смирения сидит Он у ног их, как ученик, только из смирения предлагает Он им и вопросы, которые Сам же и разрешает,—только из смирения приходит Он учиться, вместо того, чтобы самому учить всех,—из смирения, говорю я, и для примера детям и юношеству.

Да, для примера вам, дорогие дети. Чему же можете и должны вы научиться из этого примера? Посмотрите на отрока Иисуса среди учителей! Лицо Его сияет, подобно лицу ангела, в блеске невинности. Уста Его изрекают святые слова божественной мудрости! Взор очей Его и слова уст Его выражают очаровательную прелесть. В Его вопросах и ответах открывается необычайная глубина мыслей и в то же время величайшая кротость и смирение. Во внешнем выражении лица Его отпечатлевается сосредоточенность и углубление в то учение, которое пред Ним было изложено. Усматриваете ли вы во всем этом образец для себя?

Ах, если бы ты, любезный юноша, вместе с отроком Иисусом разделял это непреодолимое стремление к знанию, к истине! Ведь и ты получил от Бога ум, пищею и насущным хлебом которого служит и должна служить истина.—И ты можешь видеть то, что выше тебя, и что вокруг тебя на земле,—и о каждом из бесчисленного множества предметов, которые ты видишь, спрашивать и дознавать, что такое эти предметы и для чего они? И ты можешь, обозревая небо и землю, спрашивать и постигать умом своим, кто царствует на небе и кто сотворил все эти вещи, кто привёл их в порядок и управляет ими? И ты знаешь, что и ты сотворён невидимым Богом и от Него получил и жизнь, и дыхание, и всё, что Он—Отец твой, Который для твоего спасения послал своего Единородного Сына. И ты можешь понять своё божественное происхождение и устремлять взор свой к бессмертной жизни и к твоему вечному небесному наследию. Но этого мало. У тебя есть сердце, способное любить всё, безконечно доброе и совершенное. У тебя есть чувство, способное радоваться и находить удовольствие в красоте предметов этого мира, есть прирождённое стремление—поднимать взор свой из этой юдоли земной к высшему, духовному, божественному и небесному. Почему же и тебе, подобно отроку Иисусу, не стремиться к познанию божественных предметов, почему и тебе не иметь интереса к занятию тем, что касается Бога, души и вечности? Ведь туда влечёт тебя глубочайшее свойство твоей природы, высшая, благороднейшая, родственная Богу сторона твоего существа?

Но так ли поступаешь ты, как поступал Иисусъ? Ты вот видишь, как велико у Него желание учиться и как неудержимо стремится Он в храм, к ногам учителей, а на тебя, может быть, наводит скуку всякое духовное назидание; тебе, быть может, тяжело и неприятно всякое общение с благочестивым, добродетельным человеком, противна всякая близость к священнику-законоучителю? Иисус не мог досыта наслушаться мудрых речей истолкователей божественного закона и пророков; углубляясь в премудрость и благость божию, Он весь превращался в слух, стараясь не проронить ни одного слова. А тобою, быть может, овладевает леность и рассеянность при слушании того, что преподают тебе законоучители. Иисус радуется и восторгается при каждом повествовании о чудесах любви и благодати Отца небесного, а ты, быть может, остаешься холодным и равнодушным и тогда, когда преподаются самые высокие истины христианства, и самые великие дела любви Божией?!.. Ах, если это действительно так, то не добрый это знак: это значит, что, несмотря на свою молодость, ты успел уже погрузиться в чувственность и себялюбие, для тебя уже не существует никакого идеала, кроме, так называемого, желудочного, никакого интереса, кроме заботы о том, что тебе есть, что пить, во что бы понаряднее одеться, где провести повеселее время, и чем бы отличиться и обратить на себя внимание людей. Увы,—в таком случае ты поистине жалок и злополучен, беден и слеп. Если нет у тебя никакой жажды духовного просвещения и познания божественных предметов, то ты слеп и беден духовно, хотя бы и воображал себя много знающим и просвещённым.

Всем людям необходимо более и более учиться и приобретать познания в делах веры и добродетели. Изучение предметов веры и нравственности не есть дело только школы, нечто вроде детской игрушки, которая нужна только до тех пор, пока дитя мало. Нет. Возрастая телесно, нужно расти и духовно, усовершаться и в познании закона божия; необходимо глубже и глубже проникать и в вечную истину. Стремиться к истине, к более глубокому познанию её, никогда и ни для кого не бесчестно. Это самое высокое и достославное, что может делать человек. К тому же, чтобы жить человеку, необходимо поддерживать себя пищею. Что же составляет хлеб, пищу нашей души? Это—божественная истина, слово Божие. «Человек не о хлебе только жив будет,—говорит Спаситель,—но о всяком глаголе, исходящем из уст божиих». А потому никогда не отказывайте, дети, себе в ежедневном хлебе истины,—им живет душа ваша! Телесное здоровье человека узнают по тому, употребляет ли он с надлежащим аппетитом ежедневную пищу, находит ли он вкус в ней. Если же этого не бывает то это считается верным признаком ненормальности его здоровья, его болезни. Не то же ли самое нужно сказать и о душе? Не необходимо ли и для неё, если она здорова, вкушение ежедневной пищи, и не должна ли она делать это с тою же радостию и удовольствием, какое испытывает человек при удовлетворении телесного голода? Отсюда вы лучше всего можете видеть, всё ли в порядке в вашей душе, или в ней чегонибудь не достаёт, здорова ли она или больна?

Станьте рядом с отроком Иисусом и сравните себя с Ним. Вот пред Ним Его милая родина, интересные достопримечательности Иерусалима, приятное возвращение домой, в обществе знакомых, добрые и нежно любящие родители,—всё это очень близко и дорого сердцу мальчика. Однако, для Него несравненно дороже и милее было слушать в храме преподавание закона божия и быть там, где говорят о небесном Отце Его. Что же отсюда следует для вас? Следует то, что и вам надо многим жертвовать из того, что сейчас дорого и мило для вас, дабы, взамен этого, отдаться изучению слова Божия и применению его к жизни. Стань, дитя, пред лицом своей совести и взвесь себя: можешь ли ты пожертвовать посещением какогонибудь веселого общества или зрелища, чтобы вместо этого пойти в храм Божий или на духовную беседу? Можешь ли отбросить в сторону дурную, легкого, безнравственного содержания книгу, чтобы вместо неё прочитать книгу серьёзного, нравственного, поучительного характера? Можешь ли утром несколько ранее обыкновенного встать с постели, чтобы пойти в церковь, к богослужению? Благо тебе, если ты окажешься в состоянии всё это сделать. Если же нет,—если каждая и самая малейшая трудность отдаляет тебя от Бога и служения Ему, от храма Божия и от благочестивых упражнений, если же это тебе противно и служит только в тягость,—о, тогда это верный признак, что душа твоя болеет и дурные навыки пустили въ ней глубокий корень, и к тебе приложимы слова Господа: «вы потому не слушаете слова Божия, что вы несть от Бога». И как грустно, невыразимо грустно было бы, если бы это пришлось сказать и о вас, дети!

Наконец, отрок Иисус является для нас примером и в отношении того способа, коим приобретается познание истины. В Евангелии говорится о Нем: «Он сидел среди учителей, слушал и вопрошал их». Среди учителей сидел Он: добрый знак, если ученик желает быть ближе к учителю, к учительнице, к священнику, если он не имеет причины и побуждения сторониться и избегать их. Иначе это было бы знаком, что он не имеет ни интереса, ни ревности к занятию теми предметами, которые они иреподают ему. Прилежный и любящий учение всегда садится ближе к учителю. Быстро и живо воспринимает он каждое слово учителя, с любовью смотрит он ему в глаза, следя за каждым его движением. Иисус сидел среди учителей, внимательно слушал и вопрошал их. Вот два пути, по каким и мы должны идти в приобретении знаний — это слушать и вопрошать. Слушание есть знак потребности знания, любви и расположения к нему, a спрашивание есть доказательство самостоятельного размышления и разумного усвоения слышанного. Необходимо и то, и другое, вместе. Иисус и слушал, и предлагал вопросы, и когда к нему учителя обращались с вопросами, Он отвечал на них со смирением, скромностью и разумною основательностью.

Итак, Иосиф и Мария нашли Его в храме. Когда Мария со скорбью спросила Его: «Сын мой, Ты так поступил с нами», то Он с невозмутимым спокойствием дал ей такой ответ: «ужели вы не знали, что мне подобает быть в том, что принадлежит Отцу Моему». Да, они могли и должны были знать, где находится дитя их, куда влекла Его природная склонность, и где они могли искать его наверное. Родители должны знать господствующую наклонность своих детей. Благо вам, дети, если и ваши родители имеют основание искать вас в доме Бога, если они находят вас за благочестивым чтением, за тихою молитвою, за полезными занятиями, если и вы всегда можете с таким же спокойствием отвечать: я должен быть в том, что Господа Моего есть, т. е. я считаю своею главною обязанностью заниматься тем, что относится к познанию Бога и Его закона, что благоугодно Ему и согласно с Его святою волею.

Пусть же этот пример Иисуса в храме, Его склонность к изучению закона Божия, Его необычайная при сём внимательность, Его скромность и благопристойность в вопросах и ответах, — пусть всё это послужит для вас новым побуждением с большею охотою и рвением относиться к преподаваемому вам учению, какой бы науки это ни касалось, в особенности же к учению о вере и нравственности, дабы научиться лучше исполнять обязанности к Богу и ближним и, по примеру Иисуса, возрастать в мудрости, в любви у Бога и человеков. Аминь.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты