Пастырские беседы с детьми. Митрополит Киевский Владимир.

IV

ПОСЛУШАНИЕ

«Мы пленяем всякое помышление в послушание Христу».(2 Кор. 10:5)

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всём, ибо это благоугодно Господу». (Кол. 3:20)

Когда Иосиф и Мария нашли отрока Иисуса в храме, говорится далее в Евангелии, Он возвратился вместе с ними в Назарет и был у них в послушании.— Таким образом, и там, в Назарете, Иисус продолжал показывать пример для детей и юношей. Там, в простой, бедной хижине, где Он жил с родителями до тридцатилетнего возраста, незаметно для мира, совершал такие великие добродетели, которые достойны подражания. А потому мы вправе назвать эту тихую и скромную назаретскую хижину образцовою школою юношеских добродетелей. Туда, в эту прекраснейшую школу пойдем мы вслед за Спасителем, чтобы поучиться у Него, нашего божественного учителя, как должны мы проводить нашу молодость, наше детство. Первое и самое важное, чему Он научает нас там своим примером—это послушание. «Он был послушен своим родителям»,—говорится в Евангелии.

Итак, рассмотрим сегодня несколько ближе этот пример и размыслим, что значат слова, сказанные о Марии: она сохранила всё это в своём сердце? То, чему научимся от Иисуса, напечатлеем поглубже в своём сердце и будем применять к своей жизни.

«Иисус был послушен своим родителям». Кто это оказывает послушание бедным жителям Назарета, Иосифу и Марии? Иисус, Сын Божий, Тот, Который хорошо знал, что Он—Сын небесного Отца, Которому повинуются и ангелы небесные, и солнце в своем движении, Которого слушают и ветры, и море. Он подчиняется обыкновенным смертым, Иосифу и Марии, которые хотя и были невинны и святы, но всё же люди, далеко уступавшие Ему, как в мудрости, так и в святости.

Он послушен во всём, что ему поручается, даже в самых ничтожных вещах обыденной жизни. Он всецело и во всём подчиняет свою волю и свой разум воле родителей, не спрашивая: зачем и почему? И в таком подчинении Он проводит целых 30 лет! Следовательно, не только время своего детства, когда послушание бывает, так сказать, делом необходимости, но и время более зрелого возраста, когда другие становятся уже на свои ноги, руководятся своими собственными соображениями и действуют независимо. Какой поучительный пример для нашего подростающего юношества!

Иисус, Сын Бога, был послушен своим родителям. Если же Он, Премудрый и Святой, подчинялся такому порядку, то, без сомнения, послушание, оказываемое детьми своим родителям и начальникам, есть дело доброе, святое и угодное Богу.

Послушание детей есть ограничение их собственной воли, той воли, которая хочет следовать только самой себе и противится всякой другой воле, есть подавление того упорства и самомнения, которое, будучи прирождено некоторым из людей, увлекает их часто к очень дурным поступкам.

Послушание, далее, есть смиренномудрие, по которому человек, сознавая свою слабость, неосведомленность и неопытность, подчиняет себя руководству других, которые старше, опытнее и дальновиднее его.

Послушание детей есть также и признательность за ту любовь и попечение, которыми они пользуются со стороны родителей и воспитателей. Это обоюдная любовь, выражающаяся в заботливости с одной стороны и в послушании с другой,—какое это чудное, святое и угодное Богу чувство!

Но что должны сказать мы о тех детях, которым чуждо это чувство, которые неблагодарны к своим благодетелям, которым все равно, причиняют ли они им скорбь или радость, а иногда даже умышленно делаютъ то, что приносит им скорбь и огорчение? О, это непослушные дети, a непослушание есть, в то же время, и неблагодарность, а неблагодарность есть проявление холодного, бесчувственного, злого сердца.

Наконец, послушание родителям есть подготовительная школа послушания и всем божественным, церковным и гражданским законам. Кто не научен в родительском доме послушанию родителям и старшим, тот будет ли впоследствии послушен Богу, церкви и гражданской власти? Конечно, нет,—разве только по принуждению, или изъ-за страха, но никак не по совести и любви.

Итак, послушание родителям само по себе есть нечто доброе, святое и богоугодное. Авраам был послушен, и за то удостоился благоволения Божия и величайшего обетования. Послушание было первою и единственною добродетелию, которую Бог потребовал от наших прародителей въ раю и которой они, к несчастью, не оказали. Но, чтобы снова научить людей этой добродетели, Сам Сын Божий сошёл с неба, сделался человеком и был послушен не только Своему небесному Отцу, но и своим родителям, духовному и светскому начальству. Как достолюбезно, следовательно, должно быть послушание в глазах Бога! Да, это есть правило, закон Бога, и чем более ты стараешься исполнять это правило, оказывать полное послушание своим родителям и начальникам, тем более представляешь из себя, так сказать, благозвучный тон в гармонии божественного творения. Напротив, какая дисгармония, какое нестроение и хаос происходит в сомействах, школах, в товариществах, в больших и малых союзах, в государстве и в церкви, когда забывается эта добродетель!

Послушание есть таинственное слово, которого очень многие не понимают, а потому и не осуществляют в своей жизни. Слово это для многих—ненавистное слово и означает то же, что слабость, неустойчивость, бесхарактерность.

То — правда, что наше самолюбие несклонно подчинять себя воле других, и ничего нет для него тяжелее, как это подчинение. Наша гордость возмущается, когда мы видим других выше себя, когда мы находимся в зависимости от них и должны служить им. Но не таков ли порядок, не такова ли воля Бога во всем творении, чтобы низшее подчинялось высшему? А кто же такой ты, неопытная юность, что ты ничего не хочешь знать о послушании? При своей слабости и неопытности не опираешься ли ты на других, которые тебя учат, руководят и направляют на истинный путь нетвердые шаги твои? Что было бы с тобою, если бы ты предоставлен был самому только себе? И прилично ли юности так высоко поднимать голову и никого не признавать выше и умнее себя, той юности, которая только что вступила в жизнь и так мало еще знает её, которая ничего еще не сделала, ничем себя не заявила? Никто не может с достоинством повелевать, не научившись прежде повиноваться и исполнять.

Итак, несомненно, что послушание, если оно происходит не из честолюбия, а из желания исполнять волю Божию, имеет великое значение и цену. Христос был послушен, послушен даже до смерти,—а я захотел бы преклонить свою главу пред законным начальником, захотел бы исполнять его распоряжения, к моему же благу направленные?

Нет, нет, Иисусе! Не буду пренебрегать Твоим примером! Пойду по стопам Твоим и буду, как и Ты, послушен даже до смерти!

Однако, не всегда послушание может быть истинною христианскою добродетелью. Таковою оно бывает только тогда, когда проникнуто духом веры. Вера же видит в родителях и в законных начальниках служителей Бога. Родители, учителя, духовные и гражданские власти— они поставлены от Бога и действуют во имя Бога; ибо, несть власть, аще не от Бога. О, насколько легче было бы нам в своей жизни и деятельности совершать добродетель послушания, если бы мы в лице наших начальников видели всегда служителей Бога, а не людей только! «Богу так угодно, Бог хочет этого», должны бы мы говорить при исполнении всякого начальственного распоряжения, и при этой мысли и самое трудное дело являлось бы для нас легким; оно воодушевляло бы нас и подвигало бы безропотно, с радостью и благодушием, исполнять и самые неприятные приказания.

«Бог хочетъ этого!» Так воскликнули некогда воины пред стенами Иерусалима, и эта мысль настолько воодушевила их и придала им такое мужество, что они с единодушным криком бросились на город, разломали стены и разрушили весь Иерусалим.

Бог хочет этого! Кто не воодушевится этими словами и не захочет исполнять того, что заповедует Владыка неба и земли и что составляет желание любвеобильного Отца небесного?!..

Послушание ради Бога—вот истинное христианское послушание. Где исполняется воля других без этого религиозного побуждения, там послушание теряет свою цену в глазах Бога, лишается воздаяния на небе. «Они восприяли уже мзду свою»,— это будет некогда сказано и тем, кто исполняет волю начальства из одних только житейских рассчетов, по суетному человекоугодничеству, чтобы добиться только его любви и расположения в своих целях. И то, чего они ищут, нередко получают в виде какойнибудь награды и повышения по службе, между тем как послушание в духе веры, не лишая человека награды и земной, приводит его к награде вечной, небесной.

Теперь спросите, други, себя, насколько образ ваших действий согласен в этом отношении с примером Христа? Оказываете ли и вы послушание вашим родителям, учителям и начальникам, какъ Он? Было ли это послушание всегда истинно христианским, добровольным, по внушению сердца, а не по нринуждению? Не забывали ли вы той истины, что всякий, противящийся власти, противится Божию повелению? А если вы никогда не обнаруживали сопротивления, но всегда оказывали послушание, то потому ли, чтобы исполнить чрез это заповедь Бога и заслужить Его милость и благоволение?

О, как было бы хорошо, если бы наши дети, юноши и девицы дорожили этою добродетелию послушания! Сколько доброго, полезного и великого достигалось бы во многих семействах, во многих союзах, обществах и государствах, если бы каждый в своем положении держал себя в границах послушания и покорности! Сколько скорби и печали сбросили бы со скрижалей сердец своих многие из родителей и начальников! Сколько неечастий, позора и смертей избежали бы многие из наших юношей! Какое было бы счастье для семейств, какая радость для родителей и начальников, какое благо для детей, для церкви, для государства,—и какая была бы радость на небе, если бы все люди, а в особенности наше юношество, всегда и во всем были послушны и покорны!

«Образ дах вам, да и вы творите, якоже аз сотворих», взывает к нам снова наш Спаситель, указывая на свой пример. И апостол подтверждает это изречение увещанием: вы, дети, будьте послушны своим родителям в Господе. Ибо этого требует Господь Бог. Чти отца твоего и матерь твою, говорит Он в пятой заповеди своего закона, да благо ти будет и долголетен будеши на земли. О, идите же, дети, по стопам Иисуса, о котором говорится: «Он был послушен своим родителям». Послушание для вас есть сумма всех других добродетелей. Тогда только будете вы преуспевать в любви пред Богом и человеками, когда будете послушны.

В заключение же, пусть каждый из вас из глубины сердца воззовёт сейчас: помоги мне, о Иисусе, отныне следовать Твоему -примеру и быть во всем послушным родителям и от Бога поставленным начальникам. И, хотя бы мне было и очень трудно, хотя бы, при исполнении начальственной воли, мне пришлось испытать много горького и неприятного, но я буду молиться вместе с Тобою: «Отче, не яко же аз хощу, но яко же Ты, да будет Твоя святая воля»! Аминь.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты