Пастырские беседы с детьми. Митрополит Киевский Владимир

VI

ТРУДОЛЮБИЕ

«Трудящийся достоин награды за труды свои». ( Лк. 10:7)

«Если кто не хочет трудиться, mот и не ешь» (2 Фес. 3:10).

Молись и трудись,—так говорит старинная пословица. Молись! Это слово заключает в себе все религиозные наши обязанности, всё, что должны мы делать в отношении к Богу, всё, что ведёт нас к будущей, вечной жизни на небе. Иисус учит нас этому примером Своего благочестия и набожности.— Трудись! Это значит: исполняй также верно и добросовестно обязанности и земного твоего призвания, делай всё, чего требует долг твоего служения, что нужно и полезно для тебя и твоих собратий.

В продолжение своей жизни в Назарете, Иисус показал нам прекрасный пример и в этом отношении. Он был трудолюбив. Он помогал здесь своим родителям во всех их хозяйственных делах, и вместе с Иосифом занимался нелёгким ремеслом плотничества. Какой это опять поучительный урок для нашего юношества, для того юношества, которое так любит предаваться праздности, так часто бегает труда, всюду требуя себе неги и покоя, и самое дорогое время жизни, время сеяния, проводит в лености и ничего неделании! Пусть же этот пример Иисуса научит нас, что труд и работа для каждаго человека, старого и молодого, богатого и бедного, царя и простолюдина, есть непременный долг, что работать никогда и никому не стыдно (стыдно, напротив, жить праздно), что труд особенно необходим для молодого человека, если он хочет быть полезным членом общества.

Пример Иисуса да вдохнёт в наше сердце любовь и усердие к труду и работе.

Заглянем прежде всего в Назарет, в хижину св. Иосифа-обручника. Там видим мы, как Иисус до 30-летнего возраста неутомимо работает вместе с отцом своим, добывая трудом необходимые средства к жизни. Тяжела и многотрудна была эта назаретская жизнь Его. Несмотря на Своё божественное происхождение, Он не знает покоя; Он, не покладая рук, работает; пот льётся с чела Его; мозоли покрывают Его руки, и на жёсткой постели Он должен совершать свой непродолжительный ночной отдых. Да, Он вправе был о Себе сказать: «нищ есмь аз, и в труде и подвизе от юности моея».

Кто узнает здесь Единородного от Отца, потомка Давида, великого царя во Израиле, воспетого ангельскими ликами? Что заставило Его из множества различных занятий избрать именно это грубое и низкое ремесло? Для чего нужно было Ему, притом, переносить так много сурового и отяготительного труда? Для того, очевидно, чтобы нас научить преодолевать в себе леность и изнеженность, чтобы нам показать, что мы можем достигнуть нашего назначения единственно путем смирения, самоуничижения и труда. Или, говоря короче, потому, что этого хотел небесный Отец, а исполнение воли Отца Своего было главным Его делом, задачею Его жизни: «Я не ищу воли Моея, говорить Он, но воли пославшаго Мя Отца».

Но этот Отец небесный разве желает, чтобы и мы работали? О, без сомнения. Труд и работа обязательны для всех. Каждый человек создан для работы, как птица для летания, говорится в книге Иова.

Это подтверждают многие из неразумных животных, подтверждает даже сама бесчувственная природа. К ней, как бы в школу, отсылает ленивца Сам Бог, когда Он говорит в книге Премудрости: поди ты, ленивец, к муравьям, наблюди за их образом жизни и поучись у них мудрости. Они хотя не имеют ни руководителя, ни учителя, ни хозяина, однако, в продолжение лета они делают для себя запас пищи, коею питаются зимой. Доколе будешь ты, лнивец, спать? Когда проснешься от сна своего?—И как муравьи и другие животные, так и вся природа призывает нас к труду, как бы так говоря: работай и трудись, о человече, как работаю я. Земля не имеет покоя и отдыха даже и осенью; она засыпает только на время зимы. Дерево растет постоянно и приносит дрова и плоды. Ручей никогда не стоит на одном месте, даже само море приходит в ежедневное движение. Солнце, луна, звёзды и земля—все и всегда находятся в движении и в деятельности. Ужели один человек может ничего не делать и праздно стоять среди повсюдной и кипучей деятельности природы? В таком случа он был бы презреннейшим из всех существ её.

Итак, мы должны работать. Такова решительная воля Бога. Человек подобен дереву, которое десница Божия насадила, чтобы оно приносило плоды. Если же он не исполняет этой божественной воли, то его постигнет судьба бесплодной смоковницы, которая будет срублена и брошена в огонь. Мы—те рабы, коим Господь вверил, как таланты, силы и способности души и тела. На что они даны, как не для употребления в дело? Если мы не пользуемся ими, не пускаем, так сказать, в оборот эти таланты, то дадим за это некогда строгий ответ и, как непотребные рабы, выброшены будем во тьму кромешную.

Один из самых драгоценных талантов есть время, доброе и правильное употребление которого приносит великую прибыль и пользу, а неправильное—великий вред и убыток, в котором мы также должны будем дать строгий отчет своему господину.

Далее, мы те работники, которых Господь приглашает в свой виноградник: «идите и вы в мой виноградник!» Слова эти приложимы и к каждому из нас, и тот виноградник, работать в котором зовёт нас Господь, есть то призвание, то служение, та должность, которая каждому назначена Богом. Если мы не исполним долга своей службы, то и к нам приложимы слова Господа: «что стоите весь день праздны?»

Труд и работа составляют непременную обязанность каждого человека, и, если бы он не согрешил, тогда работа для него, конечно, не была бы в тягость, не служила бы бременем. Но с тех пор, как человек восстал против Бога и нарушил Его заповедь, с тех пор земля сделалась враждебною человеку. Терния и волчцы произращает она; слезами и потом человек увлажняет и размягчает сухую и грубую почву; ни одного плода не получается им без труда и работы, ни одного наслаждения без предыдущего напряжения сил.

В поте лица твоего снеси хлеб твой, —так гласит приговор, произнесённый Богом Адаму, а в лице его и всем нам, и с того времени человек рождается для работы, как птица для летания, т. е. работа, так сказать, прирождена человеку. Он не может, он не в праве уклоняться от неё.

Иисус Христос, этот небесный учитель и законодатель, точно также и Сам научил нас закону труда, и подтвердил это и чрез своих апостолов. Он есть тот хозяин, который неоднократно выходил искать работников для своего виноградника и строго упрекал стоящих праздно.

Подобно ему и ап. Павел убеждает: «молим вас, братие, вести трудовую жизнь, занимаясь своим делом и питая себя делами рук своих». И то, чему учил Иисус и его апостолы словами, то подтверждали они и делами. Не видим ли мы, по крайней мере, как Христос, Сын Божий уничижал Себя и трудился до пота лица своего, как работал Он в мастерской своего отца, a после неусыпно трудился на общественном поприще, проповедуя всюду Евангелие Царствия и совершая знамения и чудеса? Кто же в праве уклоняться от труда и считать его за нечто унизительное и бесчестное после того, как Сам Сын Божий показал нам пример труда и неутомимой работы, после того, как такой же пример показали нам Его апостолы и все святые? Можете ли и вы, дорогие дети, стать вне закона, из которого нет ни для кого исключения? Конечно, нет. Напротив, если когда человек обязан трудиться по преимуществу, так это в самое лучшее время для того, чтобы развивать и укреплять свои телесные и духовные силы? Без сомнения; но этого можно достигать только чрез постоянное упражнение этих сил, следовательно, чрез труд и работу. В юности необходимо усвоять науки и искусства. В юности же необходимо упражняться и в добродетелях, а следовательно, и в трудолюбии. Если потеряешь это золотое время, то оно никогда уже не возвратится. Ужасная это потеря! Какое раскаяние должно впоследствии мучить сердце, если в молодости мы не разовьём своих сил и способностей, не приобретём необходимых в жизни знаний, не приготовим себя ни к какому делу, и вступим в самостоятельную жизнь без охоты к труду, без опытности и способности к делу, среди бедности и недостатков! Как жаль бывает видеть без определенных занятий человека, который, при своих способностях, мог бы быть полезным и для себя и для общества, если бы с большею заботою, прилежанием и трудолюбием провел свои юношеские годы. Но он злоупотреблял этим временем; он ничего не может теперь сделать, ни для себя, ни для ближних своих, а потому служит в тягость и себе, и другим. Какая тяжелая ответственность!

Какой суд должен совершиться над юным ленивцем, когда он предстанет пред лицо праведного Судии и ему показаны будут все его юношеские увлечения и заблуждения, все грехи и пороки, в кои он впал, по причине праздности и лености? Праздность есть начало всех пороков, говорит древняя и верная пословица. Как из стоячей воды подымаются гнилые пары, так из сердца праздного человека исходят разного рода дурные помыслы и намерения, нечистые вожделения, которые приводят его ко грехам и порокам.

И мы убеждены, что многие души томятся в адских муках именно потому, что не воспользовались прекрасным юношеским возрастом и провели его в лености и праздности. О, если бы они могли теперь, хотя бы па одну минуту, вернуться к этому дорогому времени! С какою ревностью они воспользовались бы им и как глубоко раскаялись бы в злоупотреблении и юношеским временем, и юношескими своими способностями. Но, как никогда не взойдет солнце с запада, так никогда не вернется к ним золотая молодость. Чувство глубокого страдания вечно будет снедать их.

Мысль об этих несчастных да побудит нас к труду и деятельности, дабы и нам чрез свою леность и праздность не подвергаться временному и вечному осуждению.

Правда, человек не может работать постоянно и безостановочно: есть время работы, есть время покоя и отдыха. Но отдыхать лучше и приятнее всего после исполненной работы. «Те, которые сеют в слезах, пожнут в радости».

Работайте же юноши с радостью во дни юности вашей и сейте семена добра неленостно, хотя бы в поте лица и в слезах. Настанет, несомненно настанет, день, который принесёт вам обильную жатву и прекрасные плоды этой работы. — «Идите и вы в мой виноградник», — взывает к вам Господь. Не отвращайте вашего слуха от этого призыва трудолюбивого Иисуса, следуйте ему и исполняйте добросовестно обязанности своего звания, запасайтесь знаниями для жизненного поприща. Когда закончится дневной труд, Господь призовёт рабов своих и даст каждому вознаграждение, сообразно работе каждого. Тогда наступит день покоя, день без вечера, вечное воскресенье, день никогда непрестающей жатвы. Несравненно лучше работать здесь на земле и там отдыхать, чем здесь отдыхать, а там никогда не видеть покоя.

Христе Иисусе! Научи меня исполнять волю Отца Моего, как исполнял её Ты. В особенности же научи меня хорошо проводить время юности, быть трудолюбивым и деятельным, как Ты, дабы и я мог приготовить себя к счастливой жизни на земле и к вечному блаженству на небе. Аминь.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты