Преподаваніе Закона Божія въ учебныхъ заведеніяхъ для русскихъ дѣтей. Доклад протопресвитера П. Бѣловидова

Преподаваніе Закона Божія въ учебныхъ заведеніяхъ для русскихъ дѣтей. Программы, учебники, методы, преподавательскій персоналъ. Внѣшкольное преподаваніе Закона Божія.
Въ числѣ докладовъ, подлежащихъ разсмотрѣнію Предсоборной Комиссіи по подготовкѣ Собора съ участіемъ клира и мірянъ поставленъ также и докладъ о преподаваніи Закона Божія въ русскихъ учебныхъ заведѣніяхъ.

Преподаваніе Закона Божія въ школѣ — одно изъ самыхъ реальныхъ средствъ вліянія на душу учащихся дѣтей въ религіозно-нравственномъ направленіи. Законъ Божій — единственный предметъ школьнаго преподаванія, представляющій въ своемъ конечномъ результатѣ всесторонне законченную, философски и логически обоснованную систему, охватывающую собою все, что необходимо знать человѣку для осмысленнаго и разумнаго прохожденія имъ своего жизненаго пути.

Если свѣтъ Христовъ, просвѣщающій и освѣщающій всякаго человѣка, такъ ярко отражается въ человѣческой личности и неограниченно вліяетъ на теченіе и направленіе жизни человѣка, то на немъ лежитъ долгъ внимательно отнестись къ вопросу объ успѣшномъ преподаваніи Закона Божія, какъ предмета школьнаго обученія.

Успѣхъ преподаванія въ значительной степени зависитъ отъ правильнаго первоначальнаго воспитанія ребенка въ духѣ христіанской вѣры и жизни. Сердце — почва, по словамъ нашего Спасителя: отъ состава ея зависитъ урожай. У каждаго ребенка, до поступленія его въ школу, съ момента пробужденія сознанія, создается свое своеобразное религіозно-нравственное міропониманіе, съ точки зрѣнія котораго онъ разсматриваетъ всѣ новыя явленія.

Психика ребенка побуждаеть насъ для правильнаго рѣшенія вопроса о религіозно-нравственномъ образованіи и воспитаніи, коснуться, хотя-бы въ краткомъ очеркѣ, проблемы дошкольнаго воспитанія дѣтей.

/с. 210/

I.
Насажденіе въ дѣтской душѣ основныхъ религіозныхъ понятій нужно начинать съ момента пробужденія у ребенка сознанія, приблизительно съ 3-хъ лѣтъ. Наиболѣе твердой основой правильнаго духовнаго развитія нужно считать религіозно-нравственный укладъ семейной жизни: общая домашняя молитва всѣхъ членовъ семьи, посѣщеніе семьей богослуженія, соблюденіе постовъ, семейное говѣніе и т. п. Въ созданіи духа жизни въ семьѣ первое мѣсто принадлежитъ матери. Ея образъ и вліяніе глубоко запечатлѣваются въ душѣ дѣтей на всѣ послѣдующіе годы ихъ жизни. Исторія оставила намъ образъ Еммеліи, матери Св. Василія Великаго, и бабки его Макрины, женщинъ святой жизни, воспитавшихъ своимъ примѣромъ благочестивую настроенность, которая была отличительной особенностью въ жизни и дѣятельности этого великаго отца и учителя Церкви. Нельзя не вспомнить благородную Анфусу, мать Св. Іоанна Златоустаго, образъ которой, по словамъ этого великого сподвижника вѣры и благочестія, на протяженіи всей его жизни ограждалъ его отъ соблазновъ и искушеній. Молитва матери блаженнаго Августина переродила душу распущеннаго юноши, ставшаго впослѣдствіи ревностнымъ христіаниномъ, заботливымъ епископомъ и горячимъ защитникомъ вѣры православной противъ іудеевъ и язычниковъ, еретиковъ и раскольниковъ. И теперь сколько на свѣтѣ незримыхъ міру подвижницъ у семейнаго очага, героически, какъ въ Совѣтской Россіи, насаждающихъ сѣмена вѣры и благочестія въ сердцахъ своихъ чадъ. Не то въ Зарубежьѣ. Къ общему нашему бѣдствію присоединяется еще одно, самое ощутительное: сейчасъ у насъ, русскихъ бѣженцевъ, нѣтъ нормальной семьи. Къ тому же, свободные отъ работъ, т. е. обезпеченные матеріальными средствами, имѣютъ крайне скудныя познанія христіанства и пониманіе духа его; мало знаютъ и не испытываютъ желанія научиться. Въ необезпеченной семьѣ дѣло воспитанія обстоитъ не лучше. Отецъ и мать, въ большинствѣ случаевъ, служатъ утромъ и вечеромъ, домой приходятъ питаться, или на ночлегъ, а дѣтей видятъ, когда они ложатся спать. Подъ какими вліяніями и впечатлѣніями они прожили день, родителямъ некогда подумать. Ясно, что дѣтей нельзя предоставить воспитательному воздѣйствію улицы, дошкольное воспитаніе нужно передать въ другія руки. Въ рѣшеніи этого вопроса существуетъ нѣсколько мнѣній. Одни говорятъ, что дошкольное воспитаніе дѣтей должно быть предметомъ усиленнаго попеченія христіанскаго общества, въ лицѣ церковной общины или прихода. Приходъ, говорятъ сторонники этого мнѣнія, это малая церковь, которая должна обнимать всѣ стороны нашей жизни своимъ любящимъ вниманіемъ и сочувствующей заботливостью. Вполнѣ естественно поэтому, что приходъ долженъ приходить на помощь и въ дѣлѣ правильного религіознаго /с. 211/ развитія дѣтей. Другіе полагаютъ, что эта обязанность лежитъ на школѣ, хотя она, какъ и семья, не располагаетъ для того благопріятными возможностями.

Какимъ путемъ вводить малыхъ дѣтей въ кругъ религіозныхъ впечатлѣній, настроеній и переживаній?

Путемъ задушевныхъ бесѣдъ воспитателя со своими дѣтьми. О какой-либо системѣ, планѣ или программѣ такихъ работъ не можетъ быть и рѣчи. Базироваться нужно на событіяхъ въ жизни дѣтей — домашней, школьной или церковной, послѣдней по преимуществу. Дѣти выявляютъ свое отношеніе къ этимъ событіямъ съ точки зрѣніи существующихъ у нихъ религіозныхъ представленій или пониманія. Представленія у нихъ смутныя, неопредѣленныя, часто совершенно неправильныя. Нужно внимательно и доброжелательно выслушать ихъ и, вступая въ бесѣду, давать разъясненія путемъ наводящихъ вопросовъ, чтобы побудить ребенка вдуматься въ то, что онъ говоритъ, неправильныя представленія исправить и дополнить необходимыми поясненіями и разсказами. Начинать бесѣду нужно руководителю воспитаніемъ дѣтей вопросомъ, который вызываетъ у каждаго охоту подѣлиться своими сужденіями. Содержаніемъ этихъ бесѣдъ долженъ быть нашъ Спаситель. Необходимо привить сознанію дѣтей, что Богъ — любовь, что по любви къ намъ Богъ сталъ человѣкомъ, онъ — Спаситель не только всѣхъ людей, но прежде всего Онъ — мой Спаситель, твой Спаситель, Онъ — со мною, куда-бы я ни пошелъ, гдѣ-бы я ни былъ; видитъ меня, слышитъ меня, видитъ все, что я дѣлаю, о чемъ думаю, чего хочу; любитъ доброе во мнѣ и огорчается злымъ.

Ребенокъ своей чистой, дѣтской душой полюбитъ образъ Христа, полюбитъ все доброе, ему привьется склонность сравнивать себя съ этимъ образомъ, а тогда и у него рождается вопросъ: «а я каковъ?». На фонѣ контраста развивается чувство недовольства своимъ поведеніемъ, желаніе исправиться, жить по заповѣдямъ Христовымъ. Ребенокъ самъ почувствуетъ, а воспитатель подскажетъ, что безъ Спасителя мы ничего сами по себѣ сдѣлать не можемъ, тогда явится потребность искать помощи Божіей, молиться съ полной увѣренностью, что Спаситель слышитъ молящагося и пошлетъ ему помощь.

Всѣ эти истины должны выводиться изъ повѣствованій, взятыхъ изъ библейской, особенно изъ Евангельской священной исторіи, исторіи Церкви, житій Святыхъ и бытовыхъ яркихъ разсказовъ. Такое содержаніе бесѣдъ соотвѣтствуетъ дѣтской психикѣ: дѣти живутъ не идеями, а образами, которые глубоко западаютъ въ душу ребенка и помогаютъ ему переживать высокія впечатлѣнія отъ духовнаго созерцанія любви Божіей къ человѣку, Его милосердія, состраданія къ людямъ, помощи больнымъ и страждующимъ, и въ то-же время вызываютъ чувство долга и отвѣтственности передъ /с. 212/ Нимъ. Такъ постепенно складывается въ дѣтскомъ возрастѣ христіанское пониманіе смысла жизни въ доступной дѣтскому сознанію формѣ и объемѣ, а закрѣпляется участіемъ дѣтей въ соблюденіи обычаевъ христіанской жизни въ семьѣ или замѣняющемъ ее установленіи, а также и въ школѣ.

Изъ сказаннаго вытекаетъ выводъ: а) обязанность дошкольнаго религіозно-нравственнаго воспитанія принадлежитъ прежде всего семьѣ, какъ домашней церкви; б) но такъ какъ нынѣ семья лишена возможности выполнить ее сколько-нибудь удовлетворительно, то приходъ, это — какъ церковь, обнимающая всѣ стороны нашей жизни своимъ любящимъ вниманіемъ и сочувствующей заботливостью, располагающій всѣми благопріятными возможностями къ тому, долженъ въ этомъ случаѣ замѣнить семью; в) содѣйствовать приходу въ этомъ случаѣ можетъ школа организаціей дѣтскихъ садовъ и другихъ учрежденій, работающихъ подъ руководствомъ особо поставленныхъ на то воспитателей; г) воспитательное вліяніе въ духѣ православной вѣры должно быть направлено къ тому, чтобы положительный образъ Христа-Спасителя являлся предъ дѣтьми въ живомъ Ликѣ, какъ Онъ представляется Церковью въ чтеніяхъ Св. Евангелія и церковныхъ праздникахъ, путемъ сердечныхъ бесѣдъ воспитателя съ дѣтьми съ тщательнымъ приспособленіемъ къ дѣтскому пониманію этихъ бесѣдъ, безъ внесенія элемента систематическаго школьнаго обученія.

Остается нерѣшеннымъ вопросъ — кто долженъ вести дѣло дошкольного религіозно-нравственнаго воспитанія.

Представители свѣтскаго общества утверждаютъ, что цѣлесообразнѣе это дѣло поручить воспитательницамъ, которыя должны имѣть спеціальную подготовку на богословскихъ курсахъ или университетскомъ факультетѣ. Дѣти, по мнѣнію защитниковъ этого мнѣнія, нерѣдко испытываютъ предъ духовными лицами «нѣкоторую боязнь», что лишаетъ ихъ возможности быть вполнѣ откровенными въ своихъ сужденіяхъ о предметахъ вѣры и жизни христіанской. Нужно устраивать «праздники» въ дѣтскомъ саду. Совершая спеціально для дѣтей богослуженіе, священникъ постепенно войдетъ въ дѣтскую среду и тогда всякое появленіе его среди дѣтей будетъ вызывать у нихъ праздничное настроеніе.

Другіе свѣтскіе, но церковно настроенные школьные дѣятели полагаютъ, что дѣло дошкольнаго религіозно-нравственнаго воспитанія должно быть возложено прежде всего на священника, который однимъ своимъ видомъ и авторитетомъ отвлекаетъ сознаніе дѣтей отъ обыденной обстановки и привлекаетъ ихъ ко Христу, и только въ томъ случаѣ, если въ пунктѣ, гдѣ находится учрежденіе для дѣтей дошкольнаго возраста, нѣтъ священника, тамъ это отвѣтственное дѣло по необходимости должно быть возложено на воспитательницу.

/с. 213/

II. Начальная (основная) школа.
Начальная или основная школа, являясь продолженіемъ семейнаго воспитанія, своимъ строемъ и отношеніемъ дѣтей къ учащимъ должна быть подобной семьѣ. Религіозно-нравственное обученіе и воспитаніе въ ней въ первые годы нужно обозначить кратко такими словами: наученіе дѣтей молитвѣ, не изученіе молитвъ, а «наученіе» молитвѣ домашней и церковной. Молитва — естественное, живое выраженіе нашей любви къ любящему насъ Отцу Небесному: она, по словамъ Св. Іоанна Златоуста, — «что для тѣла свѣтъ солнца, то для души молитва… кто не молится Богу… тотъ мертвъ, бездушенъ, безсмысленъ… молитва есть нѣкоторая духовная и божественная одежда, облекающая души наши великимъ благообразіемъ и красотою. Она жизнь человѣка дѣлаетъ правильною и стройною».

Въ виду такой важности и необходимости молитвы для истинно-христіанской жизни, необходимо дѣтей научить молиться. Этого достигнуть гораздо легче въ дѣтскомъ возрастѣ, когда умъ и сердце ребенка блещутъ кристальной чистотой, а присущая этому періоду жизни работа воображенія даетъ ему возможность реально ощущать сверхчувственный міръ.

Какимъ методомъ вести преподаваніе въ начальной школѣ? Докладъ, предназначенный для дѣлового собранія не можетъ ставить себѣ задачу изложить методическіе и практическіе способы наученія молитвѣ. Кто интересуется этимъ вопросомъ, можно порекомендовать прочесть методику по Закону Божію протоіерея Аполлона Темномѣрова, въ которой наставникъ дѣтей найдетъ цѣнныя указанія, какъ научить дѣтей молиться, чтобы молитва ихъ была возношеніемъ ума и сердца къ Богу, какъ потребность души человѣка. Въ другихъ методикахъ, какъ Аѳ. Соколова, прот. Дернова, Платонова и др. найдутся цѣнным указанія, если не полностью, то частично, какъ нужно изучать текстъ молитвъ.

Въ первый годъ обученія необходимо научить дѣтей молиться, беря за точку отправленія личную и семейную жизнь ребенка (молитва объ отцѣ, матери, братьяхъ, сестрахъ и т. д., живыхъ и умершихъ), затѣмъ, приготовляясь къ церковнымъ праздникамъ, нужно ознакомить дѣтей съ библейскими повѣствованіями о нихъ, съ церковными установленіями и обычаями русской народной жизни. Эти повѣствованія дадутъ настроеніе, изъ котораго будетъ вытекатъ смыслъ и текстъ церковныхъ молитвъ, обращенныхъ къ Спасителю, Божіей Матери и Святымъ. О системѣ преподаванія, какъ въ дѣтскомъ саду, не можетъ быть и рѣчи. Темы для бесѣдъ и изученіе даетъ сама жизнь.

Во второй годъ обученія продолжается тотъ же порядокъ, причемъ весьма полезно научить правильно граммати/с. 214/чески и логически читать утреннія и вечернія молитвы, съ разумѣніемъ духа каждой молитвы и съ пониманіемъ текста ихъ путемъ замѣны непонятныхъ реченій общеупотребительными. И здѣсь для пониманія духа молитвы необходимы бесѣды на темы изъ библейской и церковной исторіи, житій Святыхъ и бытовые разсказы, изъ которыхъ, естественно, вытекаетъ не только текстъ молитвы, но и ея потребность въ опредѣленныхъ случаяхъ жизни.

Въ третій годъ обученія изучается краткій катехизисъ, или, какъ въ школахъ Россійской Имперіи эта наука называлась, «начатки Христіанскаго ученія» въ элементарномъ изложеніи. Это — изученіе сѵмвола вѣры и заповѣдей десятословія съ бесѣдами объ истинахъ Христіанской вѣры и жизни, употребляя и въ этомъ случаѣ, такъ называемый «совмѣстный» методъ, какъ во второй годъ обученіи. Богатый матеріалъ для бесѣдъ съ учащимися можетъ дать книга доцента Кіевской Духовной Академіи, а потомъ профессора Юрьевскаго Университета Арсенія Царевскаго: «Уроки по Закону Божію, способствующіе усвоенію Пространнаго Христіанскаго Катехизиса», или книга прот. Ф. Титова, написанная въ томъ же духѣ (точное заглавіе по памяти не могу привести).

Конечно, изъ этихъ книгъ воспитатель беретъ для себя методъ и содержаніе, излагая учебный матеріалъ доступнымъ дѣтскому пониманію языкомъ.

Четвертый годъ обученія — систематизація повѣствованій изъ библейской исторіи и богослуженія съ необходимыми дополненіями для полноты и послѣдовательности священно- историческихъ повѣствованій.

Для перваго и второго года обученія не требуются учебники. Дѣти въ этомъ возрастѣ не овладѣли процессомъ чтенія и при заучиваніи урока все вниманіе будутъ обращать на слова, а не на ихъ содержаніе. Единственный источникъ знанія — устная бесѣда съ дѣтьми: именно бесѣда, а не спрашиваніе урока. Общеизвѣстная истина, что въ первые годы своей жизни дѣти пріобрѣтаютъ неисчислимое богатство лексическихъ знаній, способность изъ словъ составлять предложеніе и даже небольшіе разсказы. Слуховая память у нихъ настолько развивается, что и въ отроческіе и даже юношескіе годы почти всѣ учащіеся учатъ уроки «вслухъ». Въ третій годъ обученія слѣдовало-бы избѣгать учебника. Но въ этомъ случаѣ требуется напряженная работа законоучителя. При томъ же въ учебникахъ часто даются такія объясненія, которыя очень трудно понимать дѣтямъ, такъ какъ ихъ составляли люди, въ большинствѣ своемъ, не преподававшіе въ начальной школѣ.

Въ четвертый годъ обученія можно допустить учебники по Закону Божію прот. А. Темномѣрова, Чельцова и Архіеп. Агаѳодора.

/с. 215/

III. Средняя школа.
Средняя школа — продолженіе низшей по своей задачѣ и методамъ выполненія ея. Законъ Божій и въ средней школѣ предметъ не только научнаго образованія, но и религіозно-нравственнаго воспитанія. И первая и вторая задача въ отношеніи этого исключительнаго предмета преподаванія требуютъ особыхъ условій для успѣшнаго достиженія результатовъ. Не напрасно нашъ Божественный Учитель предупреждалъ: «не давайте святыни псамъ и не бросайте жемчуга нашего предъ свиньями» (Мѳ. VII, 6), а въ притчѣ о сѣятелѣ (Мѳ. XIII, 1-23) ясно указалъ, что только на доброй почвѣ сѣмя — слово Божіе приноситъ плодъ.

Нѣсколько словъ о созданіи благопріятствующихъ умноженію плодовъ сѣянія Слова Божія въ средней школѣ условіяхъ:

1) На съѣздѣ законоучителей въ одномъ изъ учебныхъ округовъ Россійской Имперіи былъ поднятъ вопросъ и рѣшенъ положительно объ устройствѣ для преподаванія Закона Божія отдѣльного класса, который своей обстановкой и внѣшнимъ видомъ вызывалъ бы у учащихся не классное настроеніе и предохранялъ-бы отъ обычнаго въ классѣ на урокахъ поведенія. Въ положеніи бѣженцевъ отдѣльный классъ для преподаванія Закона Божія былъ-бы роскошью, хотя нельзя скрывать, что для гимнастики и танцевъ въ Бѣлградѣ имѣется отдѣльный классъ, для пѣнія есть классъ. Думается, что и для Закона Божія можно было бы найти классъ.

2) Предъ урокомъ Закона Божія и по окончаніи его обязательно должна читаться молитва, при чемъ законоучителю надлежитъ неукоснительно напоминать учащимся, при нарушеніи сосредоточеннаго вниманія, о томъ, что послѣ молитвы ихъ поведеніе не должно противорѣчить молитвенному обращенію къ Богу.

3) Школа должна создать такой строй, чтобы дѣти находились въ живой связи съ Церковью. Слѣдовало-бы: а) устраивать ежедневную утреннюю молитву (предъ началомъ уроковъ) въ Храмѣ, гдѣ онъ есть или въ залѣ предъ школьной иконой, съ чтеніемъ Св. Евангелія, какъ это дѣлалось въ Россійскихъ гимназіяхъ въ нѣкоторыхъ учебныхъ округахъ, и съ общимъ пѣніемъ общеупотребительныхъ молитвъ: «Царю небесный», «Отче нашъ», а также тропаря Святому и празднику, которому посвящено учебное заведеніе. Если нѣтъ Храма, учебное заведеніе должно быть посвящено празднику или Святому.

4) Въ день школьнаго праздника учащіеся своими силами, во главѣ со своимъ духовнымъ отцомъ, устраиваютъ крестный ходъ, а вечеромъ собраніе, посвященное докладамъ по вопросамъ религіозно-нравственнаго содержанія, волнующимъ юношескія души. Конечно, доклады просматриваются законоучителемъ и совмѣстно съ авторомъ исправляются. /с. 216/ Проведенный школою въ атмосферѣ христіанскаго благоуханія, такой день особенно способствовалъ-бы религіозному подъему и содружеству учащихся, служилъ-бы прекраснымъ средствомъ оцерковленія школы.

Само собой понятно, что и крестные ходы, которые прививаютъ юношамъ душевную расположенностъ къ церковному быту, къ церковному обряду, и собранія съ докладами на темы богословскаго содержанія, развивающія и укрѣпляющія религіозную жизнь, все это возможно, гдѣ имѣется ко тому соотвѣтствующая обстановка, подборъ педагогическаго персонола, проявляющій интересъ къ запросамъ религіозно-нравственной жизни, и законоучитель, достаточно подготовленный теоретически, методологически и практически.

5) Заканчивая мысль объ общемъ школьномъ праздникѣ, необходимо напомнить, что въ кадетскихъ корпусахъ въ Россіи было еще обыкновеніе имѣтъ въ каждомъ классѣ своего небеснаго покровителя — классную икону. Это было такъ естественно. У каждого человѣка-христіанина есть Ангелъ-Хранитель: цѣлые народы и племена имѣютъ своихъ небесныхъ покровителей: почему-же ему не быть у маленькаго человѣческого общества, которое называется классомъ. Пріобрѣтавшаяся при поступленіи въ корпусъ на жертвы учащихся икона сопутствовала классу до окончанія ими курса. По окончаніи курса, какъ драгоцѣнная святыня, икона передавалась кадетами въ свою школьную Церковь. На память же о родной школѣ и классной святынѣ, кадеты уносили съ собою въ жизнь шейные образки своего класснаго или школьнаго небеснаго покровителя, какъ напутствіе и благословеніе школы.

6) Для усиленія благотворнаго религіозно-воспитательнаго вліянія на учащуюся молодежь необходимо классное говѣніе (говѣніе одного или, въ силу необходимости, двухъ смежныхъ классовъ). Для этого слѣдовало бы отводить хотя-бы послѣдніе три дня каждой недѣли Великаго поста. Приготовляя къ исповѣди и Св. Причащенію сравнительно небольшую группу учащихся, священникъ могъ-бы глубже и сильнѣе воздѣйствовать на совѣсть каждаго учащагося, удѣляя больше времени и вниманія личнымъ качествамъ и особенностямъ характера ученика. Таинство при такомъ условіи совершалось бы съ духовной сосредоточенностью, оставляя въ душѣ глубокій, живой и радостный слѣдъ.

Классное говѣніе способствуетъ общенію класса въ такомъ знаменательномъ актѣ, сродняетъ духовно дѣтей и юношей, въ высокой степени способствуетъ духовному росту учащихся и созданію такого общаго настроенія, при которомъ значительно поднялась бы трудоспособность класса и общая успѣшность въ занятіяхъ. Въ подкрѣпленіе этого мнѣнія нельзя не вспомнить молитвы Св. Василія Великаго на Литургіи, по освященіи Св. Даровъ: «насъ же всѣхъ отъ Единаго Хлѣба, и чаши причащающихся, соедини другъ къ другу, во Единаго Духа /с. 217/ Святаго причастіе». По этимъ же побужденіямъ признается весьма полезнымъ и необходимымъ причащеніе съ дѣтьми родителей, воспитателей и наставниковъ.

7) Обязательное посѣщеніе учащимися богослуженія съ активнымъ участіемъ въ пѣніи, чтеніи и прислуживаніи въ алтарѣ.

8) Безусловное воспрещеніе устройства школьныхъ развлеченій и внѣурочныхъ занятій въ тѣ часы, когда въ Храмѣ совершается общественное богослуженіе.

9) Весьма полезнымъ для созданіи христіанскаго настроенія является привлеченіе учащихся къ дѣламъ добровольной христіанской помощи тамъ, гдѣ это особенно необходимо, напримѣръ, поработать за больного, принести ему пищу, воду, наконецъ, провѣдать его, помочь въ работѣ слабому ученику и т. п. Это важно для вкорененія доброй привычки, воспитанія благородной потребности. Нужно избѣгать денежной помощи со стороны учащихся, такъ какъ у нихъ своихъ денегъ нѣтъ.

Переходя къ вопросу о постановкѣ религіознаго образованія, нужно отмѣтить, что одного класснаго преподаванія, особенно въ старшихъ классахъ, недостаточно: необходимы подсобныя средства. Такими средствами могли-бы быть: 1) кружки ревнителей православно-христіанской вѣры и жизни. Тамъ, гдѣ для этого есть соотвѣтствующая почва, школа должна содѣйствовать организаціи такихъ кружковъ для возбужденія и развитія религіозной энергіи у учащихся. Кружки должны работать подъ руководствомъ законоучителей и участіи другихъ представителей учебнаго персонала, чтобы занятіе рѣшеніемъ религіозныхъ проблемъ не носило характера профессіональныхъ занятій. Наше свѣтское общество до сихъ поръ не понимаетъ и не представляетъ себѣ универсальности и всеобъемлемости христіанства и смотритъ на занятіе религіозными проблемами, какъ на обязанность духовенства, но не мірянъ. 2) Необходимо изданіе періодическаго журнала и книги, посвященной характеристикѣ происходящей въ Россіи борьбѣ съ религіей, равно какъ и изложеніе фактовъ религіозной самозащиты, въ особенности со стороны дѣтей. Наряду сь богоборчествомъ комсомольцевъ, тамъ наблюдаются факты иного порядка — проявленіе религіозной стойкости и героизма, примѣры дѣтской борьбы за вѣру, за церковные обычаи, примѣры религіозной самозащиты. Яркую иллюстрацію даютъ произведенія совѣтскихъ писателей, какъ Н. Огневъ — «Дневникъ Кости Рябцева», гдѣ рисуются картины открытой и тонкой борьбы дѣтей въ ученической средѣ и со своими атеистами или притворяющимися атеистами преподавателями. Намъ нужно вооружить учащихся для предстоящей духовной борьбы: имъ нужно показать, какъ говоритъ и дѣйствуетъ невѣріе, не скрывать отъ нихъ того, что расчитано на ихъ соблазнъ. Это — одна изъ мѣръ своего рода религіозной застраховки.

/с. 218/ Послѣ посильнаго рѣшенія вопросовъ, связанныхъ съ постановкой религіозно-нравственнаго воспитанія въ средней школѣ, слѣдуетъ коснуться вопросовъ: а) о положеніи Закона Божія въ ряду другихъ предметовъ преподаванія, б) о значеніи и важности его курса школьнаго преподаванія и в) о количествѣ уроковъ по Закону Божію въ каждомъ классѣ средняго учебнаго заведенія.

А) Законъ Божій занимаетъ въ программахъ и вѣдомостяхъ учебныхъ заведеній первое мѣсто. Но этимъ только и ограничивается его преимущество предъ другими предметами. Въ школьномъ организмѣ онъ занимаетъ другое положеніе. Какъ учебный предметъ Законъ Божій долженъ датъ учащимся ясныя, отчетливыя, сознательныя и прочныя основы православной христіанской вѣры и нравственности, и къ учащимся должны быть примѣнены не менѣе серіозныя и строгія требованія по Закону Божію, какъ и по другимъ предметамъ школьнаго курса. Оцѣнка учащихся баллами и экзамены по Закону Божію должны быть обязательны, если они существуютъ въ среднихъ учебныхъ заведеніяхъ и по другимъ предметамъ преподаванія.

Б) Важность и значеніе Закона Божія, какъ науки, вытекаетъ изъ его наименованія. Нѣтъ необходимости приводить доводы въ защиту преподаванія ученія Господа нашего Іисуса Христа въ школѣ для насъ, вѣрующихъ во имя Его. «Наблюдаемая нами теперь враждебность со стороны однихъ, а равно и просто лѣнивая холодность къ усвоенію ученія Христова со стороны другихъ, тѣмъ болѣе весь этотъ нелѣпый и совсѣмъ неумный походъ противъ Закона Божія въ школахъ, съ нашей христіанской точки зрѣнія — болѣзненная ненормальность, удручающій грѣхъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ еще болѣе тревожный симптомъ нравственнаго отупѣнія», говоритъ Прот. Н. Вознесенскій въ своей книгѣ «Христіанская жизнь».

Всякій разумно мыслящій человѣкъ не можетъ смотрѣть на міръ во всѣхъ его разнообразныхъ явленіяхъ тупо и безсмысленно, не можетъ не отличать себя отъ окружающаго міра и не задумываться надъ вопросомъ, въ чемъ состоитъ существо человѣка? «кто онъ? откуда? куда онъ идетъ? кто тамъ вверху надъ звѣздами живетъ?» (Гейне). Вполнѣ удовлетворяющіе пытливый и логически мыслящій умъ человѣка, исчерпывающе полные и устойчивые отвѣты на эти вѣковѣчные вопросы, вопросы, надъ рѣшеніемъ которыхъ столько вѣковъ безуспѣшно бьется необлагодатствованный умъ человѣческій, можетъ дать и даетъ только христіанство. Оно открываетъ истины для выработки, раскрытія обоснованія цѣлостнаго и всесторонняго міропониманія.

И какое чудо совершается надъ человѣкомъ. Христіанство доступно пониманію людей, начиная отъ самаго малаго возраста до глубокой старости, отъ необразованнаго простолюдина до многознающаго, но смиреннаго ученаго и сколько не изучай /с. 219/ его, оно раскрываетъ бездну богатства премудрости и дѣянія Божія. Эта мысль находитъ ясное подтвержденіе въ словахъ нашего Господа Іисуса Христа: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаилъ сіе отъ премудрыхъ и разумныхъ и открылъ младенцамъ: ей, Отче, ибо таково было Твое благоволеніе» (Лук. 10, 21). Апостолъ Павелъ объясняетъ, кому недоступно ученіе Христово, во всякомъ случаѣ не дѣтямъ, когда говоритъ: «для невѣрующихъ, у которыхъ богъ вѣка сего ослѣпилъ умы, чтобы для нихъ не возсіялъ свѣтъ благовѣствованія о славѣ Христа, Который есть образъ Бога невидимаго, ибо мы не себя проповѣдуемъ, но Христа Іисуса Господа» (2 Кор. IV, 4-5).

«Христіанство нельзя игнорировать ни одному просто образованному человѣку уже по общему значенію его въ исторіи человѣческой культуры. Оно вошло въ общечеловѣческую исторію такимъ могучимъ и глубокимъ, всесторонне вліяющимъ на жизнь факторомъ, что безъ этого его вліянія нельзя сколько-нибудь основательно объяснить ни одной стороны исторической дѣйствительности» [4]. Вліяніе христіанства на всѣ стороны человѣческой жизни безспорно. Оно въ корнѣ измѣнило нравственныя понятіи людей, ихъ міросозерцаніе, дало новое направленіе ихъ волѣ, и эта внутренняя перемѣна, это духовное перерожденіе человѣчества самымъ благотворнымъ образомъ отразилось на взаимныхъ отношеніяхъ людей — семейныхъ, общественныхъ, государственныхъ и международныхъ.

Значеніе христіанства въ исторической жизни человѣчества опредѣляетъ важность Закона Божія, какъ предмета преподаванія въ школѣ. Только Законъ Божій даетъ всесторонне обоснованное и законченное міровоззрѣніе, тогда какъ всѣ остальныя науки занимаются своими спеціальными доктринами лишь дополняющими съ той или другой стороны или освѣщающими конкретными фактами философски обоснованное и логически построенное христіанское міровоззрѣніе.

В) Вопросъ о количествѣ уроковъ въ теченіе 18 лѣтъ жизни нашей заграннцей былъ спорнымъ вопросомъ. На рѣшеніе его оказывалъ сильное давленіе педагогическій персоналъ, состоящій изъ старыхъ преподавателей Россійскихъ школъ, какъ извѣстно, въ значительномъ своемъ числѣ страдавшихъ интеллигентскимъ либерализмомъ и еще не изжившихъ его. Отношеніе къ Закону Божію правительственныхъ властей, гдѣ русская средняя школа пользуется правами правительственной, какъ въ Югославіи, вліяетъ на рѣшеніе этого вопроса и, наконецъ, практическая необходимость удѣлять время предметамъ, по которымъ требуется экзаменъ для полученія правъ, или предметамъ, изученія которыхъ можетъ дать выгодное матеріальное положеніе, какъ-то — новые /с. 220/ языки, стенографія, бухгалтерія и т. п. Въ жертву этимъ практическимъ предметамъ или либеральнымъ убѣжденіямъ приносился Законъ Божій, какъ предметъ, по убѣжденію «невѣрующихъ, у которыхъ богъ вѣка сего ослѣпилъ умы», ничего не значащій. Для характеристики приведу примѣръ. Завѣдующій русскими учебными заведеніями въ одной странѣ охарактеризовалъ преподаваніе Закона Божія въ школѣ: «пустыми терминами заполняете головы ученикамъ». Богъ, Св. Троица, Спаситель — это пустые термины.

Въ Россіи во всѣхъ классахъ гимназіи полагалось по 2 урока Закона Божія. Такое количество было минимумомъ. Въ нѣкоторыхъ классахъ, какъ 2-й, гдѣ усвояется Евангельская исторія — основа и все содержаніе курса Закона Божія, нужно было-бы дать не менѣе 3-хъ уроковъ. Въ третьемъ классѣ, гдѣ изучается ученіе о православномъ христіанскомъ богослуженіи и продолжется Евангельская исторія въ дѣяніяхъ Святыхъ Апостоловъ, также нужно 3 урока, чтобы законоучитель могъ прочесть и объяснить учащимся псалмы и пѣснопѣнія, хотя-бы суточнаго богослуженіи, отчасти воскреснаго (тропари, кондаки и стихиры) и праздничнаго (въ томъ-же объемѣ), для разумнаго участія христіаннна въ богослуженіи. Въ остальныхъ классахъ по 2 урока.

Соборный голосъ Русской Православной Церкви долженъ авторитетно и вѣско указать своимъ вѣрнымъ чадамъ на важность и необходимость преподаванія въ школахъ Закона Божія, какъ основы истиннаго знанія и разумной человѣческой жизни.

Программа по Закону Божію.
I-й классъ.
Священная Исторія Ветхаго Завѣта.
Цѣль преподаванія — выявленіе мессіанской идеи изъ священно-историческихъ повѣствованій нравственно-догматическаго содержанія. Такой способъ преподаванія совершенно исключаетъ необходимость изученія своеобразной политической исторіи еврейскаго народа. Послѣ изложенія о сотвореніи міра и человѣка, грѣхопаденія и другихъ священно-историческихъ повѣствованій о жизни ветхозавѣтныхъ праведниковъ, можно было бы перейти къ Моѵсею, — періоду теократіи, Давиду и Соломону и все вниманіе остановить на пророкахъ. Ученіе о пророкахъ цѣнно по своему глубокому поучительному и мессіанскому откровенію. Между тѣмъ на эту сторону въ Россійскихъ программахъ обращалось очень мало вниманія. Первую попытку подробнаго раскрытія мессіанской идеи сдѣлалъ протоіерей Апполоній Темномѣровъ въ своемъ учебникѣ для I-го класса гимназій и реальныхъ училищъ: «Священная Исторія Ветхого Завѣта». Но пророчества онъ внесъ отдѣльно отъ текста священной исторіи, какъ прило/с. 221/женіе, а приложенія въ учебникахъ считались подробностями сверхъ программы и опускались, чтобы не затруднять учащихся запоминаніемъ ихъ. Учебникъ о. прот. А. Темномѣрова переизданъ въ Харбинѣ и имѣется въ продажѣ.

Прекраснымъ пособіемъ могли-бы служить составленныя подобно существовавшей въ Россіи книги: «Избранныя чтенія изъ историческихъ книгъ В. З.» — «Избранныя чтенія изъ Св. Писанія Ветхаго Завѣта», куда слѣдовало-бы внести въ хронологическомъ порядкѣ всѣ обѣтованія, прообразы и пророчества о Мессіи, чтобы у учащихся составился ясный образъ «чаянія языковъ».

На нѣкоторыхъ законоучительскихъ съѣздахъ трактовался вопросъ о необходимости, согласно совмѣстному методу преподаванія Закона Божія, во всѣхъ классахъ, не исключая и первого, касаться ученія о богослуженіи. Нельзя говорить о твореніи міра и не обратить вниманіе на изображеніе этого дивнаго дѣла Божія въ началѣ совершенія всенощнаго бдѣнія. Представляя устройство скиніи и храма, какъ не сказать о внѣшнемъ и внутреннемъ устройствѣ христіанскихъ Храмовъ. Вечерня — это воспоминаніе Ветхаго Завѣта. Какъ-же пройти молчаніемъ эту сторону христіанской жизни, въ которой дѣти принимають участіе.

II-й классъ.
Священная Исторія Новаго Завѣта.
Евангельская исторія — благодатный источникъ воды живой, текущей въ жизнь вѣчную. Вотъ потому-то необходимо, чтобы дѣти черпали непосредственно изъ этого источника глаголы вѣчной жизни, слушая повѣствованія законоучителя, читая заданное по Св. Евангелію и передавая урокъ словами Св. Евангелія, допуская перестановку словъ въ повѣствованіи; слова-же Господа Іисуса Христа нужно знать буквально.

Знаніе Евангелія — основа религіозно-нравственнаго образованія и воспитанія. Знанія, пріобрѣтенныя во II-мъ классѣ, понадобятся учащимся во всѣхъ классахъ, до VIII-го включительно.

Что изучать? Практика многихъ лѣтъ выбрала тѣ глаголы Евангелія, которыя должны быть обязательно выучены, и потому нѣтъ необходимости подробно перечислять ихъ.

Пособіемъ можетъ служить учебникъ прот. Ап. Темномѣрова: «Св. Исторія Новаго Завѣта». Въ учебникѣ составитель приводитъ Евангельскіе тексты, трудные для пониманія, и даетъ подробное, доступное дѣтскому возрасту, толкованіе ихъ, чего ни въ одномъ учебникѣ найти нельзя.

III-й классъ.
По вопросу о программѣ третьяго класса существуетъ мнѣніе, что, кромѣ ученія о богослуженіи Православной Христіанской Церкви, необходимо продолжить Евангельскую исто/с. 222/рію изученіемъ Апостольскаго періода по книгѣ Дѣяній Апостольскихъ и прибавить избранныя житія Святыхъ. Необходимость изученія Дѣяній Апостольскихъ нѣтъ надобности доказыватъ, такъ какъ основаніе и организація Царства Божія на землѣ есть прямое продолженіе дѣла Христова. Житія Святыхъ — это исторія Церкви въ образахъ, исторія апостольства въ Церкви. Впослѣдствіи дана будетъ исторически-внѣшняя форма церковной жизни, а здѣсь — огонь вѣры. Съ точки зрѣнія основанія и распространенія Церкви житійныя повѣствованія наиболѣе примыкаютъ къ Евангелію, какъ краснорѣчивый примѣръ осуществленія его завѣтовъ.

Курсъ III-го класса въ такомъ составѣ — дѣло не новое. Всероссійскій Съѣздъ законоучителей среднихъ учебныхъ заведеній въ 1917 году внесъ въ программу III-го класса Апостольскій періодъ исторіи Церкви и Св. Сѵнодомъ эта программа была утверждена. Второй Педагогическій Съѣздъ представителей средней и низшей школы заграннцей 1925 года выработалъ такую-же программу для III-го класса. Русскія среднія учебныя заведенія въ Королевствѣ Югославіи, обязанныя руководствоваться программами правительственныхъ школъ, послѣ Евангельской исторіи, проходятъ краткую исторію Церкви, которая носитъ названіе: «Исторія Церкви въ картинахъ», другими словами — картины изъ исторіи Церкви.

Проектъ программы III-го класса можно представить въ такомъ видѣ: повтореніе ученія о богослуженіи Православной Церкви въ систематическомъ изложеніи — архитектоники богослуженія, которое способствовало бы точному и ясному уразумѣнію состава, содержанія и внутренняго смысла главнѣйшихъ формъ, молитвъ, пѣснопѣній въ богослуженіи Православной Церкви, а также исторія Церкви Апостольскаго періода по книгѣ Дѣяній Апостольскихъ и житія Святыхъ, какъ проявленіе и отраженіе Апостольской дѣятельности свѣточей христіанской Церкви. По богослуженію учебникъ прот. Н. Вознесенскаго (нынѣ Епископа Димитрія) или прот. Никанора Темномѣрова. Для житій Святыхъ — устная бесѣда законоучителя (безъ учебника).

IV-й классъ.
Православный христіанскій Катихизисъ.
Въ виду его величайшей цѣнности, необходимо сохранитъ преподаваніе его въ низшемъ концентрѣ средней школы. Въ IV-мъ классѣ, когда еще дѣтская душа блещетъ чистотою, закладываются основы вѣры и жизни христіанской: эти впечатлѣнія остаются на всю жизнь, а въ старшихъ классахъ этотъ основной матеріалъ закрѣпляется.

Недостатокъ въ учебникахъ. Катихизисъ Митрополита Филарета устарѣлъ по языку и формѣ изложенія: переработанный Митрополитомъ Антоніемъ Катихизисъ распроданъ и /с. 223/ составляетъ библіографическую рѣдкость [5]. Остается переработанный протоіереемъ Н. Вознесенскимъ (Еписк. Димитріемъ) — «Краткій православный христіанскій катихизисъ». Въ немъ — существенное катихизическое ученіе: опредѣленія точно формулированы: объясненія написаны простымъ языкомъ, доступнымъ дѣтскому пониманію: матеріала вполнѣ достаточно на одинъ годъ обученія. Единственнымъ недостаткомъ, и то несущественнымъ, можно признать то, что тексты изъ Св. Писанія приведены въ учебникѣ на русскомъ, а не на славянскомъ языкѣ. Но этотъ недостатокъ искупается тѣмъ, что въ учебникахъ для старшихъ классовъ тѣ же тексты приводятся на славянскомъ языкѣ.

V-й классъ.
Исторія Христіанской Церкви.
Преподаваніе Исторіи Христіанской Церкви не должно носить характера эпизодическихъ разсказовъ изъ внѣшней жизни Церкви, какъ это было въ Россіи, когда единственнымъ учебникомъ для всѣхъ среднихъ школъ былъ учебникъ прот. Петра Смирнова. Это была не исторія Церкви, а разсказы изъ исторіи Церкви, что мы практикуемъ въ Югославіи во II-мъ классѣ, а по проэкту программы переносимъ на III-й классъ. Необходимо преподавать исторію Церкви въ такомъ подраздѣленіи курсовъ: 1) Внѣшнее состояніе Церкви (распространеніе Церкви, гоненія со стороны Іудеевъ и язычниковъ); 2) состояніе вѣроученія въ Церкви Христовой (источники вѣроученія, мужи апостольскіе, апологеты, ереси и расколы, борьба съ ними Св. Церкви, вселенскіе Соборы съ краткимъ изложеніемъ не только догматическихъ, но и каноническихъ постановленій ихъ, отцы, и учители Церкви); 3) Христіанская жизнь (вліяніе Христіанства на личную, семейную, общественную, государственную и международную жизнь, монашество); 4) Богослуженіе (христіанскіе Храмы, постоянное развитіе и установленіе богослужебного чина, церковные пѣснопѣвцы, православная иконопись; архитектура Храма, церковные праздники и посты); 5) Церковное управленіе.

Къ изучаемому матеріалу необходимо присоединить краткій обзоръ состоянія Римской церкви послѣ отдѣленія отъ Восточной, съ цѣлью уяснить, что такое католическое движеніе, католическія партіи, ордена, христіанскій соціализмъ. Необходимо знакомство съ движеніями старокатолическими, съ возникновеніемъ протестантства, съ католичествомъ, маріавитствомъ въ Польшѣ. Учащіеся должны видѣть, какъ инославные христіане ищутъ истинную, неповрежденную, апостольскую Церковь и находятъ ее въ Православіи.

/с. 224/ Если позволитъ время нужно коснуться исторіи восточныхъ Церквей. Прекрасными учебниками для этого курса могли бы быть: «Уроки по исторіи Христіанской Церкви» — П. Малицкаго и «Исторія Православной Христіанской Церкви» прот. М. Дмитревскаго. Но эти учебники нужно переиздать. Замѣнить могъ-бы учебникъ прот. Н. Вознесенскаго (Еписк. Димитрія): «Исторія Православной Христіанской Церкви», изданіе 2-е 1936 года, Харбинъ. Составитель въ предисловіи говоритъ: «печатаемый нами въ настоящемъ изданіи текстъ нашего учебника «Исторія Православной Христіанской Церкви» представляетъ собою въ основѣ переработку учебника прот. М. Дмитревскаго, но еще въ большей передѣлкѣ и измѣненіяхъ (чѣмъ въ I-мъ изданіи), главнымъ образомъ, въ сторону упрощенія и облегченія учебнаго матеріала». Отъ этого «упрощенія» учебникъ прот. Н. Вознесенскаго, сравнительно съ учебникомъ прот. Дмитревскаго, много потерялъ въ объемѣ содержанія, языкѣ и стилѣ.

VI-й классъ.
Исторія Русской Церкви и Славянскихъ Церквей.
Она должна обнимать собою слѣдующіе отдѣлы:

1) Начало Христіанства на Руси и его дальнѣшее распространеніе, 2) Церковное Управленіе, 3) Ученіе вѣры и духовное просвѣщеніе, 4) Православная Церковь въ Юго-Западной Руси, 5) Патріаршій періодъ въ Московской Руси, 6) Сѵнодальный періодъ въ Московской Руси, 7) Соборъ 1917-1918 гг. и возстановленіе Патріаршества. 8) Состояніе Русской Церкви подъ игомъ большевизма — живая церковь, самосвяты.

Исторія Церквей: Сербской, Болгарской и Румынской.

Учебники тѣхъ же составителей, что и въ 5-мъ классѣ. Въ виду трудности получить ихъ, если нельзя перепечатать, можно остановиться на учебникѣ прот. Н. Вознесенского (Еп. Димитрія): «Исторія Русской Церкви». Въ концѣ учебника имѣется обращеніе отъ автора, гдѣ мы читаемъ: «Излагаемый въ данномъ учебникѣ курсъ представляетъ собою нѣчто среднее между руководствомъ типа Смирнова съ хронологическою послѣдовательностью учебнаго матеріала и Дмитревскаго съ его планомъ чисто логическимъ».

Во всякомъ случаѣ этотъ учебникъ можетъ замѣнить собою два выше указанныхъ Малицкаго и о. Дмитревскаго, хотя во многомъ уступаетъ имъ, вслѣдствіе передѣлки.

VII и VIII классы.
Переходя къ программамъ двухъ старшихъ классовъ, необходимо сдѣлать нѣсколько примѣчаній.

Цѣлью преподаванія Закона Божія въ старшихъ классахъ среднихъ учебныхъ заведеній должно быть не изученіе (въ смыслѣ запоминанія) догматическаго ученія и Правилъ Хри/с. 225/стіанской жизни, а наученіе вѣрѣ и жизни, т. е. воплощеніе истинъ Православной Христіанской вѣры и жизни въ такіе образы и формы, которыми живетъ душа юношей, не упуская изъ виду запросы, начинающаго логически мыслить, ума учащагося и потребность его сердца найти опору для его колеблющейся неустойчивой жизни.

Методъ изложенія истинъ христіанской вѣры и жизни, практиковавшійся въ среднихъ учебныхъ заведеніяхъ ранѣе и заимствованный, къ слову сказать, изъ сухихъ схоластическихъ системъ нѣмецкаго богословіи, оказался несостоятельнымъ. Истины христіанской вѣры, облеченныя въ сухую, устарѣлую по терминологіи форму, казались неубѣдительными для ума и непригодными для жизни. Точно также и истины христіанской жизни, разбитыя на цѣлыя серіи детальныхъ обязанностей, часто непримѣнимыхъ къ современной жизни, учащимися запоминались, складывались въ памяти, какъ багажъ, который, можетъ быть, когда-либо понадобится, но эти правила не могли вліять на направленіе и теченіе жизни уже по одному тому, что дальше области ума они не простирались, тогда какъ юношество, да въ большинствѣ случаевъ и взрослые люди, въ своей жизни движутся чаще всего побужденіями своего сердца.

Самое наименованіе наукъ не опредѣляетъ ихъ назначенія — въ русскихъ программахъ — «вѣроученіе» и «нравоученіе». Весьма удачные термины для наименованія наукъ, преподаваемыхъ въ VII-VIII классахъ, нашелъ протоіерей Николай Вознесенскій (нынѣ Еп. Димитрій). «Вѣроученіе» онъ назвалъ «Христіанское міровоззрѣніе», и «нравоученіе» — «Христіанская жизнь». Изучая истины нашей вѣры, пользуясь при этомъ данными положительныхъ наукъ, раскрывающихъ эти истины, учащіеся, если и не составятъ себѣ точнаго христіанскаго міровоззрѣнія, то, во всякомъ случаѣ, будутъ знакомы съ нимъ, и оно, независимо отъ ихъ воли, въ послѣдующіе годы жизни, когда бывшіе юноши будутъ обогащаться новыми знаніями и наблюденіями надъ жизнью, поможетъ имъ разбираться въ тѣхъ явленіяхъ, отъ которыхъ полузнайки отмахиваются, прикрывая свое невѣжество невѣріемъ. Изъ христіанскаго міровоззрѣнія, какъ изъ источника, вытекаетъ христіанская жизнь.

Въ циклѣ наукъ средней школы только наука о христіанскомъ міровоззрѣніи и христіанской жизни даетъ стройную, логически построенную систему истинъ, охватывающихъ полноту духовной и физической природы человѣка, тогда какъ другія науки даютъ весъма цѣнныя теоретическія и практическія знанія, но онѣ не связаны однѣ съ другими.

При составленіи программы для VII класса можно придерживаться изложенія и распредѣленія учебнаго матеріала по системѣ протоіерея Н. Вознесенскаго.

/с. 226/ Въ распредѣленіи учебнаго матеріала сдѣлана перестановка отдѣльныхъ вопросовъ, если принимать за основу существовавшія въ Россіи программы. Перестановка сдѣлана для соблюденіи логической послѣдовательности. Такъ, напримѣръ, о Св. Писаніи говорится послѣ изложенія трактата о приготовленіи къ спасенію народа Израильскаго. Въ приготовленіи его Св. Писаніе имѣло самое существенное значеніе. Или, о Св. Писаніи говорится послѣ объясненія ученія о Церкви Апостольской, такъ какъ преданіе ведетъ свое начало отъ Св. Апостоловъ.

Вторая часть — ученіе о христіанской жизни, различается только въ деталяхъ отъ программъ, существовавшихъ въ Россіи.

Отличительную особенность въ распредѣленіи матеріала можно найти только въ порядкѣ разсмотрѣнія частныхъ обязанностей христіанина. По существующимъ программамъ эти обязанности слѣдуютъ въ порядкѣ ихъ важности: обязанности — а) къ Богу, б) къ ближнему и в) къ самому себѣ.

По системѣ протоіерея Н. Вознесенскаго эти обязанности расположены въ порядкѣ ихъ естественности и близости къ жизни, а именно: обязанности: а) къ самому себѣ, б) къ ближнему и в) къ Богу. Такое распредѣленіе обязанностей, кромѣ ихъ естественности, согласно и съ духомъ Св. Писанія. Любовь къ самому себѣ природна, она близка и понятна каждому, ибо, по Ап. Павлу, «никто никогда не имѣетъ ненависти къ своей плоти, т. е. къ самому себѣ, но питаетъ к грѣетъ ее, какъ и Христосъ Церковь». (Ефес. V, 29). Любить ближняго нужно, какъ самого себя (Лев. XIX, 18, Мѳ. XII, 39), а Бога нельзя любить, если не любишь ближняго своего (1 Іоан. IV, 20).

Исходя изъ этихъ положеній, программы по Закону Божію въ VII и VIII классахъ можно принять съ тѣмъ планомъ и составомъ, какъ они изложены въ учебникахъ прот. Н. Вознесенскаго: «Христіанское міровоззрѣніе» и «Христіанская жизнь». Не касаясь незначительныхъ погрѣшностей въ языкѣ, учебники эти нужно считать лучшими по богатству содержанія по сравненію съ ранѣе существовавшими.

 

http://www.russportal.ru/index.php?id=church_history.sobor1938_00_014#04

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты